Губинский геноцид 1918 (1-9 Mая)

Для подавления национального движения и установления власти в Губе, как и в других частях Бакинской губернии, большевистско-дашнакское руководство Бакинского Совета направило вторую после Геловани военную силу, карательные отряды , состоящие только из армян, на этот раз под руководством Хамазапcа. Он не отрицал, что его отряд был отправлен в Губу для подавления национального движения и наказания: «Я герой армянского народа и его защитник». Перед тем как добраться до города Губа, армянские банды начали сжигать и уничтожать мирные села по пути, совершая массовые
Безжалостные армяне не щадили стариков, детей и женщин и уничтожили всех мусульман. По словам очевидцев, во главе карательного отряда был Хамазапс. Его помощником был Николай и Арутюн Хайрапетов, местный армянин по прозвищу «Мельница». Группа Хамазапса состояла из около 3000 человек, 4 артиллерийских орудий и 8 пулеметов.
1 мая армянские дашнаки, которые вошли в город с трех сторон под именем большевиков, немедленно начали грабить и убивать . В первый день в нижней части города были убиты 715 мусульман, в основном женщины и дети, а улицы и базар были разрушены. на второй день 1 012 мирных жителей были убиты. Как представитель городского населения Алибеков, попросил Хамазапса разрешить ему похоронить мертвых, но его просьба была отклонена. Несмотря на неоднократные призывы, Хамазапс не позволил собрать тела убитых мусульман с улиц и похоронить их. Цель была ясна, чтобы запугать население. Насилие, убийства и грабежи продолжались 9 дней, а имущество было разграблено.
Изучение архивных документов показало, что когда прибыл Хамазапс, дополнительные силы были отправлены в Губу из Петровского. В целом число членов армянской банды дашнаков, совершивших геноцид составило более 5-6 тысяч.
Члены преступной группировки совершили злодеяния против мусульман, которые находятся за пределами человеческого понимания. Свидетельские показания подтверждают, что армянские вандалы наслаждались бесчеловечными «экспериментами», которые они наносили раненым и убитым. 40-летний житель Губы, Машади Хамдулла Алиев, сказал, что он видел много трупов в городе, около двух третей из которых принадлежали детям и женщинам, у многих женщин были отрезаны груди По архивным материалам, 300 человек, убитых армянами, были похоронены в 51 могиле. В результате злодеяний в Губинском уезде было убито более 16 000 мирных жителей. Дашнаки уничтожили тысячи ценных книг по исламу, восточной истории и литературе. Армяне подожгли медресе Абдуррахима Эфенди в центре Губы и подожгли около 1300 книг. Согласно сообщениям, в мечети Дигах были книги, написанные на албанском и арабском алфавитах около 600-700 лет назад. В декабре 1918 года Андрей Новацкий, член Гянджинского районного суда, прибыл в Губу со своим помощником и начал расследование.
Следственная группа в связи с геноцидом, совершенным в Губе в апреле-мае 1918 года, выслушала десятки свидетелей в течение нескольких месяцев, осмотрела места и подготовила трехтомный сборник документов объемом 451 страницы. Новацкий, член ЧСК, представил доклад председателю комиссии о разрушении города Губы, а также в селах Губинского уезда, о насилии в отношении мирных жителей. Непосредственными организаторами Губинской резни были Шаумян, Корганов, исполнителями были Хамазапс, Волунц и другие преступники армянского происхождения. Злодеяния, совершенные в Губе бандами Бакинского Совета во главе с С. Шаумяном, состоящими в основном из армян, были не гражданской войной или установлением советской власти а геноцидом целой нации.
Paylaş